Цели, критерии эффективности, стратегия и заблаговременное планирование в управлении работой банка с персоналом банка
Цель есть описание желаемого (целевого) состояния объекта управления через определенный период времени. Чтобы цели выполняли направляющую функцию, они должны быть сформулированы конструктивно, то есть содержать описание критериев эффективности (результативности), позволяющих определить степень достижения цели.
Для конструктивного описания целей в области экономики персонала банка необходимо выяснить:
какова роль целей управления экономикой персонала в целях развития организации банка;
кто и каких экономических целей в области экономики персонала хочет достичь и какие из этих целей становятся целями банка;
каким образом конкретизируются критерии экономической и социальной эффективности в области управления экономикой персонала банка;
какие факторы влияют на достижение этих целей;
каким образом достигается баланс интересов, отраженных в экономических и социальных целях при их несовместимости.
Очевидно, что цели управления персоналом являются частью целей развития банка. Исходным пунктом процесса целеполагания являются требования акционеров, менеджмента, сотрудников и клиентов банка, а также требования внешних систем (государственных, экономических, корпоративных, общественных и т.д.) к "поведению" банка.
В процессе целеполагания, который должен осуществляться уполномоченным Советом директоров банка органом (лицом), достигается баланс требований на основе формирования траектории устойчивого развития банка. Эта траектория представляет собой систему взаимосвязанных по времени конструктивных описаний целевых состояний банка.
Конструктивность описания означает формирование системы критериев экономической и социальной эффективности, которые должны использоваться для оценки степени достижения поставленных целей в ходе работы банка и оценки качества ее менеджмента.
Процесс целеполагания в сфере управления персоналом банка включает следующее: если экономическая и социальная цели конкурируют друг с другом, то обычно группа экономических целей доминирует над группой социальных целей, поскольку относительная власть владельцев капитала банка сильнее, чем работающих в нем по найму, и поскольку руководство банка (топ-менеджеры) в своих интересах ориентируется скорее на владельцев, чем на сотрудников.
Для того чтобы лица, принимающие решения (менеджеры и сотрудники отдела персонала, правление банка), могли руководствоваться в своей деятельности выработанными целями, должны быть конкретизированы критерии экономической и социальной эффективности.